дмитрий смирнов
Как-то на тренинге одна из участниц озвучила запрос: «Хочу говорить красиво, длинными витиеватыми фразами, с метафорами, интересными оборотами…» Зачем? Чтобы, по словам участницы, заинтересовывать аудиторию, влиять на своих слушателей, запоминаться.
Но красота речи далеко не в витиеватости фраз! И речь Анджелины Джоли в очередной раз это подтверждает. Но давайте разберемся по порядку.

С чего начинает актриса? С паузы. Беда многих выступающих в том, что они забывают об этом простом, но таком важном инструменте. Оказавшись перед аудиторией, люди спешат начать, забывают вдохнуть, тем самым сразу сбивая дыхание. Плюс не успевают посмотреть на аудиторию, поэтому потом так и говорят, глядя в пол или потолок. Правильный подход – вдохнуть (но не глубоко, а так, как дышим обычно), обвести взглядом слушателей и только потом начинать говорить.

Потом несколько предложений – традиционная благодарность, но в этом случае максимально искренняя. Потому что не «спасибо мужу», а «спасибо тебе». И такое же обращение к детям.

А дальше… история о маме. Можно, конечно, долго говорить о «роли родительского воспитания в моем становлении как творческой и всесторонне развитой личности», но это просто общие слова. А можно рассказать, что «мы прыгали и визжали, как маленькие девочки» – и это сработает, потому что аудитория сразу представляет себе эту сценку. Мы не думаем метафорами и красивыми фразами – мы думаем образами. Когда выступающий погружает слушателей в простую и понятную картинку, они словно смотрят фильм.

А чтобы этот фильм был интересным, не забываем о конфликте. Помните, в учебниках по литературе было написано, что это основа любого художественного произведения? И любого хорошего выступления! Вот схема истории о маме: «мама не стала актрисой» (-), «хотела, чтобы мы узнали, что такое жизнь артиста» (+), «не получала роль – ободряла» (-), «получали роль – радовались» (+), «не была критиком» (-), «дала уверенность и понимание, что нужно помогать другим» (+), «но я не поняла» (-), «когда стала путешествовать, осознала» (+)… То есть все время в тексте есть «но», которое неизменно привлекает внимание аудитории.

Самый эмоциональный фрагмент – о женщине, «абсолютно такой же, как я». Джоли не говорит о «судьбах человечества в этом трудном мире» – она сопоставляет две истории, свою и точно такой же женщины, но из лагеря беженцев. И это снова действует лучше тысячи красивых пафосных фраз.

А потом возвращение к маме – и текст замкнулся: получился связный законченный рассказ, который вошел в историю ораторского искусства. Причем абсолютно без витиеватости и «красивостей»!